Вторник, 20.02.2018, 08:58
RSS

Меню сайта

Поиск

Календарь
«  Апрель 2008  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
282930

Архив записей

Статистика
Рейтинг@Mail.ru


  
Главная » 2008 » Апрель » 9 » Со щитом и на щите
Со щитом и на щите
21:44
Мэрия Воронежа заявила о намерении изменить правила установившиеся на городском рекламном рынке. «Город сейчас больше тратит денег из своего бюджета на ликвидацию последствий деятельности рекламщиков, чем получает от них прибыли, - очертил суть проблемы и. о. первого заместителя главы города Алексей Котенко. - Рекламные компании должны научиться хотя бы отвечать за чистоту и опрятность территории, на которой они работают».

То, что Воронеж превратился в арену пестрящей и яростно конкурирующей друг с другом наружной рекламы, бросается в глаза на любом перекрестке. Радует ли это его жителей? Или им все равно, как выглядят наши улицы? Небольшой опрос знакомых воронежцев показал, что это не так. Приведем несколько мнений. «Похоже, дизайнеры и художники фирм-рекламодателей не имеют ни малейшего понятия о художественности, а городские власти разрешают им отвешивать любую «пощечину общественному вкусу». «Погасла архитектура старинного центра, многие здания похожи на афишные клумбы, залепленные изображениями полуголых девиц и неряшливых мужиков с пивом, не знаешь, куда глаза девать, чтобы не видеть». «Не могу понять, почему не принимает мер ГИБДД, ведь по центру Воронежа стало опасно ездить - знаки уличного движения закрыты рекламными щитами, глаза слепят световые афиши, да что там - из-за растяжек неба в центре не видно!»

Так в чьих же интересах уродуется город, насаждается агрессивное дурновкусие? Рынок наружной рекламы стал привлекательным видом бизнеса во всех крупных городах страны и, как ни парадоксально, одним из самых закрытых, не любящих постороннего внимания, а тем более вмешательства. По утверждению аналитиков, «перетяжка» в центре города окупается за два-три месяца, а конструкции - за полгода. По данным департамента градостроительства и земельных отношений городской администрации, годовой объем продаж наружной рекламы в Воронеже составляет 140-150 миллионов рублей. Подсчет этот весьма приблизительный - эксперты оценивают его как минимум вдвое дороже. В пользу их выводов говорит хотя бы такой факт: в 2006 году мэрия впервые попыталась навести какой-то порядок в договорах - и поступления от наружной рекламы в городской бюджет увеличились почти вдвое, с 28,8 до 53,6 миллиона рублей.

В прошлом году сборы с операторов «наружки» составили 70,5 миллиона. Относительное увеличение поступлений объясняется, в том числе, и общим удорожанием услуг - в прошлом году расценки на наружную рекламу, по данным агентств, повысились в среднем на 25-27%. В мэрии не считают, что возможности повысить доходы по этой статье исчерпаны. «Нет, наверное, ни одного города с таким количеством рекламных носителей», - полагает глава города Сергей Колиух. Однако существующий порядок выдачи разрешений на установку баннеров и перетяжек привел к тому, что чиновники городского комитета по земельным отношениям и рекламе не отвечают ни за их качество, ни за доходность.

Бизнес наружной рекламы, возникший в стране в начале 90-х годов прошлого века, формировался как крайне коррупционный и монополизированный. Интересы «продающих» места чиновников и «покупающих» их предпринимателей тесно связаны между собой. Понятно и их обоюдное желание сохранять такую ситуацию и дальше. В прошлом году Государственная Дума приняла поправки к закону «О рекламе», вносящие ряд серьезных изменений в деятельность специфического бизнеса. В целях демонополизации ограничивается доля одной компании 35% всего объема наружной рекламы, установленной на территории города или района, а срок аренды рекламного места - пятью годами.

Кроме того, операторов рынка обязали участвовать в конкурсах и аукционах, что, если подойти к делу по букве закона, может означать потерю лакомых кусков, о которых они прежде успели договориться с чиновниками на годы вперед. Строгое исполнение закона могло бы сделать данный вид бизнеса более прозрачным, ограничить коррупционные отношения, поднять планку отчислений в местный бюджет.

Долгосрочные договоры с победителями конкурсов и аукционов продолжают действовать в течение пяти лет после вступления закона в силу 1 июля прошлого года. Регионам предоставлено право увеличить срок еще на какое-то время в зависимости от окупаемости рекламных конструкций. Законодатели пошли на это, чтобы ограничить чиновничий произвол: сейчас представители власти обычно стараются минимизировать срок действия договора с оператором.

Другая цель данной нормы - побудить агентства устанавливать не дешевые щиты, уродующие облик наших городов, а долговременные современные конструкции. Расчет 35% «монопольной» доли должен производиться по площадям рекламных конструкций. К сожалению, федеральный закон «О рекламе» не детализирует норм размещения средств наружной рекламы ни на улицах, ни относительно жилых зданий. Не прописаны они и в СНиП. И получается, что в каждом конкретном случае решение при выдаче разрешительной документации остается за чиновником. Бывает и так, что некоторые предприниматели устанавливают свои произведения и вообще без всяких разрешений.

Агрессивная реклама не только уродует городской интерьер, но и, по мнению медиков, отрицательно действует на психику горожан, портит им настроение, подавляет. Относиться безучастно к этому нельзя. Хороший пример в прошлом году показали липчане. Реагируя на протесты жителей города, возмущенных безнравственными билбордами салона дамского белья, областное управление Федеральной антимонопольной службы возбудило дело по ст.5 ч.6 ФЗ «О рекламе» и привлекло рекламодателя к административной ответственности, назначив штраф в размере 40 тысяч рублей. Хозяева салона обжаловали решение в двух инстанциях арбитражного суда, но обе инстанции признали действия ФАС абсолютно законными. Щиты с непристойными изображениями в городе были сняты.

И все-таки последнее слово должны сказать городские власти. В конце концов, вся наружная реклама по габаритам и оформлению согласовывается с главным художником города, следовательно, можно потребовать от него проявления элементарного вкуса и соблюдения эстетических норм. Впрочем, как и большей ответственности от ГИБДД - эта служба также обладает правом «вето» на щиты и конструкции, мешающие обзору водителей, ослепляющие их. Горожанам следует напомнить о постановлении городской Думы от 2002 г., запрещающем навешивать на улицах растяжки чаще 75 м. друг от друга. В Воронеже они на основных магистралях идут через каждые двадцать метров.

Инна Зайцева, менеджер по рекламе и маркетингу: «На мой взгляд, порядок в наружной городской рекламе невозможно навести без утвержденного мэрией генерального плана-схемы ее размещения. Знаю, что во многих других городах такой план существует. Без него чиновники разговаривают с просителями по принципу: «кого люблю - тому и даю разрешение». Власти даже не считают нужным объяснить отказ предпринимателю. Возникают конфликты, обиды, жалобы, а с ними - и сомнения в мотивации действий чиновников. Такая схема размещения «наружки» вполне могла бы занять свое место в обсуждаемом ныне генеральном плане развития города на предстоящие годы».
 
Геннадий Литвинцев
Российская газета
09.04.2008

Просмотров: 421 | Добавил: art-agency | Рейтинг: 0.0/0 |
Copyright Art-Agency © 2007